Фабрика малых спутников и лаборатории для биотеха: в регионе открылось инновационное пространство для инженеров
Передовая инженерная школа Новосибирского государственного университета «Когнитивная инженерия», созданная в 2022 году в рамках национального проекта "Наука и университеты" продолжает свою деятельность в рамках стартовавшего в 2025 году федерального проекта «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодёжь и дети».
В рамках этой работы для эффективного обучения студентов вуза и магистрантов ПИШ НГУ создаются современные образовательные пространства, оснащенные новейшим оборудованием.
Пространства коллективной работы оснащены помещениями для проведения общих семинаров и деловых встреч, а также фаблабами для коллективной работы.
В состав комплекса помещений площадью около 400 кв.м входит VR-студия для визуализации геолого-геофизических исследований. Студия будет использоваться как автономный лаунчер для тестирования и отладки проектов, а также тренировки навыков пилотирования БПЛА с помощью подключения аппаратуры управления.
Кроме того, в пространстве расположены два фаблаба: «Космическое приборостроение» и «Химический синтез». Фаблаб «Химический синтез» предназначен для исследований и разработок в области синтеза олигонуклеотидов и генной инженерии, а также для проведения практикумов по биологии и фармакологии для студентов НГУ.
Фаблаб «Космическое приборостроение» предназначен для текущей проектной деятельности ПИШ НГУ по направлению Космос. Это современная лаборатория, где студенты-магистранты ПИШ выполняют свои проектные работы под руководством инженеров и научных руководителей. В частности, в данный момент по заказу ГК «Роскосмос» (ФП “Сфера”) ведется работа по разработке и подготовке стенда по наземной отработке блока маховиков для спутниковой платформы НГУ.
Лаборатория была отремонтирована в соответствии со стандартами для помещений по работе с микроэлектроникой, оснащена всем необходимым лабораторным и измерительным оборудованием. Это дает возможность магистрантам уже на этапе дипломных работ проводить исследования на современном оборудовании, участвовать в разработке инновационных решений для реальных задач индустриальных партнеров и получать ценный производственно-ориентированный опыт в области разработки микроэлектроники космического назначения.
Как отметила вице-губернатор Новосибирской области Ирина Мануйлова в ходе открытия новых образовательных пространств Передовой инженерной школы НГУ, за 3 года в НГУ создано 46 образовательных программ, открыты новые пространства для развития инженерного образования. При содействии Правительства Новосибирской области, научных организаций СО РАН и индустриальных партнеров сформированы 6 центров компетенций, дающих проектно-ориентированный опыт в области аэрокосмического приборостроения, нефтегазового инжиниринга, биотехнологий и медицины, искусственного интеллекта.
«Проект ПИШ НГУ, решая задачи новых национальных проектов технологического лидерства, направлен на создание принципиально новой модели подготовки инженерных кадров. ПИШ превращается в инновационную образовательную практико-ориентированную экосистему, подбирая под каждый проект команду для решения конкретных запросов индустрии. Открытие сегодня новых помещений еще больше расширяет уже имеющиеся возможности. Правительство Новосибирской области содействует инициативам ПИШ НГУ от поддержки олимпиадного движения талантливых школьников, открытия инженерных классов, до создания молодежных инженерных лабораторий и развития сетевых инженерных программ на базе других вузов», - отметила Ирина Мануйлова.
Студенты и магистранты ПИШ НГУ получают уникальные возможности – исследовательские площади, современное оборудование, нестандартные задачи, которые находят воплощение в проектах от реальных заказчиков, а также ресурсы для профессионального развития: от практик и стажировок в высокотехнологичных компаниях до программ повышения квалификации, а в дальнейшем и возможности трудоустройства в крупные компании.
Среди индустриальных партнеров ПИШ НГУ - «Роскосмос», «ОДК», «Газпром нефть», Медико-биологический союз и другие.
Более 1 млрд внебюджетных средств привлечено за 3 года в проекты ПИШ.
"Передовая инженерная школа НГУ дала существенный импульс к развитию практико-ориентированной инженерной подготовки студентов университета. Помимо собственных магистерских программ, мы реализуем сетевые образовательные программы на базе вузов-партнеров НГТУ НЭТИ, НГАУ, Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наряду с программами высшего образования, создано 36 образовательных программ ДПО, на которых обучились более 800 студентов и инженеров. И мы плотно работаем со школьниками - в 2024 год более 1000 школьников приняли участие в 35 мероприятиях, организованных ПИШ. Для организации методической поддержки школ и центров дополнительного образования в области научно-проектной деятельности, мы разработали программу подготовки наставников, по итогам прохождения которой учителя и студенты организуют секции и кружки инженерной направленности в своих организациях. Совместно с Клубом юных техников мы запустили секции по микроэлектронике и беспилотным системам и готовимся к открытию новых”, - отметил д.ф.-м.н., профессор РАН, директор ПИШ НГУ Сергей Головин.
Для справки. Федеральный проект «Передовых инженерных школ» разработан Минобрнауки в качестве одной из 42 стратегических инициатив, утверждённых Правительством РФ, в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В рамках исполнения Указа Президента России от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» с 2025 года была обеспечена преемственность в создании новых ПИШ путём их включения в федеральный проект «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодёжь и дети». К 2030 году по поручению главы государства Владимира Путина количество передовых инженерных школ должно быть увеличено с 50 до 100. В 2024 году в 50 передовых инженерных школах России обучались 6 тысяч человек. В деятельности ПИШ приняли участие 81 тысяча школьников.